0 комментариев

Испытывали ли Вы некую скованность, попав на новое место работы, где для Вас все незнакомо: начальство, сотрудники, само здание, в котором Вам придется работать? Наверняка на заре Вашей карьеры Вы испытывали стресс и ощущали себя выброшенным за борт огромного корабля под названием "Привычная жизнь", пытались осторожно ощупывать почву или же наоборот, бросались в омут с головой. Вы столкнулись с незнанием, неопытностью, непониманием, новыми отношениями в коллективе. Возможно, иногда Вам хотелось все бросить и уйти?

Мы не зря начали эту статью именно с такого сравнения, потому что, по нашему мнению, примерно так и чувствует себя пятиклассник, перешагнувший рубеж начальной и средней школы. Из привычной среды, где все было довольно просто и знакомо, он попадает в бушующий океан старшей школы, где царят свои законы и правила, где так много нового, что подчас хочется спрятаться от всего, что вдруг свалилось на его еще неокрепшие плечи.

"Мне бы эти проблемы" – можете сказать Вы. Да, с высоты возраста и жизненного опыта такого рода дискомфорт может показаться ничтожным. Но если применить немного эмпатии, смешанной с воспоминаниями о себе в возрасте 9-10 лет, то может вырисоваться довольно четкая картина. Давайте рассмотрим, что же все таки способствует формированию стрессового состояния у пятиклассника:

  • появление большого количества новых учителей, к которым ко всем нужно привыкнуть, запомнить и научиться четко выполнять требования каждого;
  • новый, непривычный режим;
  • большое количество кабинетов, расположение и номера которых нужно запомнить, умудрившись не заблудиться в новом здании школы;
  • новый коллектив (Учитывая современную тенденцию формирования профильных классов, после младшей школы ребенок может оказаться в совершенно новом коллективе, где он никого не знает. Ему снова приходится находить в нем свое место, заводить друзей);
  • новый, незнакомый классный руководитель;
  • конфликты со старшеклассниками (В средней школе, пятиклассник – новичок. Он самый маленький и неопытный. В связи с этим может нарастать волнение, связанное с проблемами со старшеклассниками, которые часто могут возникать в коридоре, туалете или столовой);
  • возрастает и темп работы (Приходится быстрее писать, быстрее читать и соображать. Увеличивающийся объем информации не всегда успевает правильно накопиться и усвоиться. Те, кто раньше писал медленно, не успевают записывать под более быструю диктовку учителя. Отличающиеся особой медлительностью – дойти до нужного кабинета вовремя и т.д.);
  • возрастают объемы домашнего задания, требования к оформлению работ и их выполнению.

По данным психологов, нарастающая ответственность может вызывать у детей быстро возникающую тревожность, неуверенность и появление различного рода страхов: не вписаться в коллектив, не соответствовать новым требованиям, боязнь быть не таким как остальные. Постоянный страх несоответствия новым стандартам и ожиданиям окружающих может приводить к тому, что даже способный ребенок не будет в полной мере проявлять свои возможности.

Очень часто специфическая ситуация может складываться и дома, когда родители ребенка, подверженного стрессам, начинают делать упор лишь на "хорошем образовании" и "успешном будущем", пугая тем, что нужно обязательно хорошо учиться, иначе его ждет работа дворника или грузчика на рынке (список можно продолжать бесконечно). Все свободное время ребенка начинает занимать учеба. В таких случаях продуктивность ранее способного ученика падает ввиду растущего давления даже со стороны домашних и отсутствия ситуаций, дающих выход стрессу. И наоборот, дети, которые помимо учебы занимаются танцами, различными видами спорта, рукоделием или музыкой, проявляют более высокую сопротивляемость к стрессу.

Весомой фигурой в жизни пятиклашки выступает и классный руководитель. При переходе из младшей школы, ребенок нуждается в своего рода наставнике, который мог бы дать небольшой толчок к началу новой жизни, помог и объяснил, как быстрее научиться соблюдать новые правила внутри класса и школы, подсказал, что стоит сделать, чтобы лучше соответствовать новым требованиям учителей.

Стресс может быть связан и с переменой ценностей младшего подростка, когда взамен ранее ведущей учебной деятельности приходит общение (со сверстниками, взаимоотношения с учителями и т.д.). В связи с этим, процесс адаптации может несколько осложняться ввиду того, что не каждому школьнику это удается легко, поэтому участие в нем педагогов крайне необходимо.

Учителям-предметникам также важно помнить о специфике привыкания детей к новым условиям и делать на это поправку. Например, нередки ситуации, когда легкое волнение ученика перед ответом у доски способствует мобилизации его сил, повышает ответственность, ускоряет реакцию. Однако, если легкое волнение замещается сильной тревогой, то это приводит к значительному ухудшению его результатов или вовсе к отказу от выполнения задания, что в итоге сказывается на успеваемости. В таких ситуациях ребенку очень важно чувствовать поддержку учителя, которую можно оказать словами типа: "Ты зря сомневаешься в своих силах. Я знаю, что ты сможешь!". "Зная тебя и насколько ты способный, я уверена, что у тебя все получится. Давай попробуем, я тебе помогу!".

При этом можно слегка похлопать ребенка по плечу и приободрить шуткой или улыбкой. Хороши также фразы:

  • "Ты делаешь все правильно (очень хорошо, очень красиво)!";
  • "Это более сложное задание, но я знаю, что ты к нему готов!";
  • "У тебя есть идеи? Поделись с нами!";
  • "Ты на правильном пути, продолжай в том же духе!".

Использование подобных фраз помогает создать ситуацию успеха на уроке и поощрить тех, кто не уверен в своих силах. В случае же, когда стоит продемонстрировать Ваше разочарование, можно использовать фразы типа:

  • "Зная о твоих способностях, я думаю, ты мог бы сделать и лучше. Постарайся в следующий раз улучшить результат!";
  • "Мне жаль, что твои результаты в этот раз печальные, тебе стоит подтянуть ... и в следующий раз будет лучше!";
  • "Тебе стоит повторить предыдущую тему!".

Таким образом, следует уделить особое внимание формированию у ребенка правильного отношения к ошибкам, как к способу более углубленного изучения материала, а не унижения. Важно, чтобы ошибки не воспринимались как проигрыш, нечто наказуемое и недопустимое. Поэтому стоит обязательно проводить разъяснительные беседы с родителями на собраниях.

Вот некоторые рекомендации, которые будут особенно полезны классным руководителям.

При работе с родителями:

  • На первом родительском собрании классному руководителю необходимо рассказать родителям о новых учителях или, еще лучше, дать им самим представиться и рассказать о своих методах работы, требованиях, критериях выставления оценок и прочем. Объясните, что не стоит наказывать ребенка за малейшие ошибки или невысокие оценки, а пытаться узнать, где в знаниях ребенка появился пробел или возникло непонимание.
  • Разрешите родителям время от времени консультироваться с Вами по тем или иным вопросам, связанным с обучением, при этом четко очертив дозволенные границы (например, письма, звонки с 17.00 до 19.00, личные встречи по определенным дням и т.д.).
  • Объясните, что первое время ученикам стоит носить бейджи с их именами для лучшего запоминания имен одноклассников, а также быстрого запоминания их имен учителями.
  • Дайте понять, что работа Вас и родителей пятиклассников должна быть направлена на укрепление у детей уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неудач и что необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в стрессовых ситуациях.
  • Объясните родителям, что стоит относиться с пониманием к трудностям, с которыми сталкивается их ребенок при переходе в старшую школу, а также помогать ему постепенно привыкать к самостоятельности и ответственности, научить подготавливать свое рабочее место к работе, планомерно выполнять домашние задания. При возникновении сложностей с выполнением домашнего задания, не отказывать в помощи и не делать задания за ребенка.
  • Попросите также не обсуждать с ребенком учителей, формируя тем самым негативное отношение ребенка к конкретному предмету.
  • По возможности, стимулируйте родителей так организовать свободное время ребенка, чтобы в нем было место для посещения спортивных секций, бассейна или танцев, прогулок на свежем воздухе, полноценного и здорового отдыха. И самое главное – обеспечить эмоциональный комфорт дома.
  • Расскажите родителям, что очень важно хотя бы раз в неделю находить время, свободное от рабочих или домашних забот, и интересоваться школьными успехами ребенка. Пусть ребенок расскажет вам о своих одноклассниках и взаимоотношениях с ними, школьных предметах и учителях. Необходимо запоминать имена, даты, детали событий, о которых сообщает ребенок, используя их как опорную информацию для последующих разговоров, демонстрируя свою вовлеченность в его жизнь.
  • Объясните, что лучше регулярно поддерживать связь с учителем, узнавая об успехах ребенка, чем обращаться к нему, когда ситуация уже крайне запущена.

При работе с детьми:

  • Постарайтесь грамотно осуществить рассаживание детей в классе, с учетом их индивидуальных особенностей.
  • По возможности, ознакомьтесь с медицинскими картами учеников, узнайте о возможных проблемах со здоровьем, чтобы в случае критических ситуаций быть готовым к тем или иным действиям. Также не помешает узнать и об условиях проживания некоторых ребят, взаимоотношениях в их семьях.
  • Поддерживайте связь со школьным психологом. Приглашайте его на классные часы для проведения тестирований, выявляющих уровень адаптации детей или проводите их сами, впоследствии обсуждая результаты со специалистом.
  • На классном часе ознакомьте детей с возможными трудностями, которые им предстоят и способах их решений, расскажите о некоторых чисто организационных мерах.

Многие обязанности, касающиеся адаптации пятиклассников, лежат на плечах классных руководителей. Что же касается учителей-предметников, то помощь в адаптации учеников является и их ответственностью тоже.

Вот некоторые рекомендации учителям-предметникам:

  • Высокий темп – это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал.
  • Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.
  • Познакомьте учеников с более рациональными способами выполнения домашнего задания по Вашему предмету.
  • Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и поощряйте его за это.
  • Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.
  • Работайте в тандеме с классными руководителями для лучшего понимания особенностей класса.
  • Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.
  • Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.

И помните, что при Вашем неравнодушном участии, проблемный период в жизни пятиклашек очень скоро закончится, вознаградив Вас активными и способными учениками. Пусть Ваша планомерная работа как классного руководителя, так и учителя-предметника будет продиктована пониманием, толерантностью и любовью к ребенку, как крепнущему и растущему человеку, которому суждено стать особенным и талантливым.


Советами с Вами делился центр развития талантов "Мега-Талант"
Статистика
Яндекс.Метрика

Наверх